Красноярская школа русского хоккея — одна из сильнейших не только в России, но и в мире. Секретом успеха воспитания молодежи в «Енисее» поделился наставник красноярского фарм-клуба Андрей Веселов.
— Ломанов-старший строгий начальник?
— Он много помогает нам в работе. Я помню, как Ломанов играл сам, и как мы тренировались под его руководством. Нам повезло — у нас есть человек, который каждый день делится с нами мыслями, анализом нюансов, которые только он в игре и подмечает. Особенно ценны подсказки относительно алгоритма действий тренера, когда команда выигрывает или проигрывает, как противодействовать той или иной тактике. Например, высокому прессингу соперников. Раньше же в бытность игроком не особенно задумывался над многими вещами: два часа отыграл и 22 часа голова ни о чем не болит до тренировки…
— А сейчас?
— После игры надо проанализировать матч, проблемные места найти, определить план тренировки, подобрать упражнения, через которые можно решить намеченные цели. И смотреть вперед — над чем поработать на перспективу.
— Возрастной диапазон ваших подопечных довольно широк — от 18 до 23 лет. Это усложняет процесс?
— Помню себя игроком: не всегда отдавал мяч тому, кто потом в 70−80 процентах губил эпизод. Став тренером, понимаешь, что важен не только результат — нужно помогать расти игрокам. Чтобы тебе стали отдавать пас, надо завоевывать доверие партнеров на тренировках — другого пути нет. Надо работать и доказывать, что ты просто так мяч не потеряешь, всегда отдашь передачу в «обратку». Доверие партнеров завоевывается по шажочку, но одни шагают побыстрее, другие помедленнее. Объясняю обиженным невниманием ребят, что если ты не получил пас — это не значит, что ты не сыграл в эпизоде: ты оттянул на себя соперника и этим помог команде. Порой 20 раз надо открыться, чтобы получить мяч: соперник к этому времени уже не среагирует на тебя, а ты его накажешь.
— «Енисей-2» выиграл «сибирскую» зону в Высшей лиге. Как оцените путь, пройденный командой?
— Что в первой команде, что в «молодежке», первые матчи гладкими не получаются. Есть определенное волнение, мандраж, потому что все начинают с листа. Тренировочные спарринги ни в какое сравнение идти не могут: другие скорости, другой эмоциональный накал. Мы только в концовке группового турнира, кажется, нащупали свою игровую модель: ребята начали читать игру, предвидеть ее ход на два-три хода вперед.
— Неужели на старте все виделось столь пессимистичным?
— Чтобы все наладилось, пришлось поработать очень много. Некоторые вещи буквально «разжевывали», чтобы ребята поняли, что от них требуется на поле. Многие не осознают, что и вне стадиона нужно все свои «хотелки» подчинять хоккею. Это и питание, и режим сна, и бытовые мелочи. О том, что игроки «зависают», образно говоря, не понимают порой тренера, говорили мне многие коллеги. Быть может, время другое и нынешняя молодежь не на 100 процентов, как мы раньше, живет интересами хоккея — «айфоны» и интернет их интересуют ничуть не меньше.
Помню, когда Сергей Иванович вернулся в Красноярск из Швеции, я и другие ребята буквально с раскрытым ртом наблюдали не только за тем, как ин играет, тренируется, но просто как он ходит, разговаривает, шутит… Я просто кайфовал и подражал ему! Мы были «коряги», но все стремились научиться тому, что демонстрировал Ломанов-старший. А сейчас я вижу, что многие, только когда близится 23-летие, начинают работать всерьез… Моя задача — объяснить, что за год-полтора не наверстаешь того, что упустил за три предыдущих. Конкуренция заставляет шевелиться — тут все в руках самих хоккеистов.
Без конкуренции нет развития — можно только держаться наплаву. В этом свете нам недостает внешней борьбы: мало команд, в которых играют закаленные турнирные бойцы, мужики. Та же «Саяны-Хакасия» — команда жесткая, самолюбивая, всегда бьется до последнего. Они не размякнуть дадут в ходе матча, как это иногда случается. Провел разминку не очень живо, не настроился — вот и «косячим» иногда на старте, как «Зенит» с «Боруссией»! У нас такое было с иркутянами: первый матч на выезде выиграли 8:1, а на второй не настроились — и потеряли очки.
— Игроков хвалите?
— Критикую. Подсказываю, над чем поработать. Перехваливать нельзя — потом их не соберешь! Посмотрите, говорю, как играют Викулин или Ломанов-младший, что вам мешает также заиграть? Все мы из одного теста слеплены, но мало просто хотеть — надо пахать, как Юрий и Сергей. И я рад, что у нас в команде есть хоккеисты, которые всерьез проживают матчи и тренировки, настоящие фанаты своего дела. Уверен, у них хорошее будущее — если не в «Енисее», то в других клубах. Но сначала им нужно встать на ноги. Уже сейчас многие ребята копаются в себе, анализируют игры, подходят с вопросами. Значит им не все равно!
— Тренеру Веселову приходилось применять острые педагогические приемы? Например, доводить игрока до слез?
— А как же? Я сегодня очень жестко переговорил с одним воспитанником. Человек, принимая мяч, не смотрит вперед! Не видит партнеров, да и просто рискует получить травму. В двусторонках я играю иногда для того, чтобы покричать: завести, подсказать, разбудить, наконец.
— Молодой игрок имеет право голоса, чтобы подсказать что-то старшему товарищу?
— Нацеливаем парней на то, чтобы было меньше слов — доказывай делом, характером, бойцовскими качествами, что ты прав, но старших уважай. Остальное — дело тренера.
— А конфликты между игроками случаются?
— Поначалу случались даже стычки на тренировках, отмашки клюшкой. Наказывали, удаляли с тренировки и провокатора, и того, кто «повелся». Конфликты разлагают коллектив: потолкались на льду, а потом начинают вспоминать — кто на чьей стороне был. Сейчас мы это искоренили, никого при этом из команды не отчислив. Система штрафов действует лучше: ребята потом на эти деньги шашлыков и тортиков для всей команды заказывают.
— Как вам турнир молодежных команд Сибири?
— Команды хорошие, но у нас их всего пять — хотелось бы чего-то большего. Кто в финал не попал, тот, считай, полсезона без официальных стартов. В этих командах тоже хоккеисты играют, которые придут со временем в Суперлигу. Стоит создать какие-то утешительные или промежуточные турниры организовать, скажем, с Уралом, Дальним Востоком. Ребятам не хватает игровой практики — а любой тренер скажет, что один матч стоит десятка тренировок. Совсем уж голубая мечта — поучаствовать в клубных международных турнирах молодежных команд. Почему бы нет? В той же Скандинавии не только элитные дивизионы играют свои чемпионаты. Мы в Иркутске застали только один игровой день, но когда хоккеисты вернулись в Красноярск, то на тренировках сразу же сами стали пробовать одно, другое, третье — из того, что подсмотрели на чемпионате мира. И как у них горели глаза! А мы так и «пилим» из года в год дежурные четыре круга в Высшей лиге с одними и теми же командами…
Во время межрегиональных турниров можно было бы организовать и семинар для тренеров молодежных команд, обсудить наши проблемы, посоветоваться, поспорить: один «котелок» — хорошо, но три-четыре — еще лучше. Нам общения, обмена идеями не хватает!
— Но у вас-то есть возможность «сверить часы» с опытными коллегами?
— В этом смысле красноярским тренерам повезло: братья Ломановы, Андрей Пашкин, Виталий Ануфриенко, у которых я учился, как у игроков — тренеры, у которых я теперь учусь как у педагогов. Они всегда открыты для диалога, готовы помочь.
Журнал «Русский хоккей»
|